Игровая терапия


Когда мы представляем себе визит к психологу, мы предполагаем, что встреча будет связана с разговором, беседой, во время которой мы расскажем о том, что нас волнует. Мы знаем, что рассказ о том, что нас беспокоит человеку, который действительно может понять проблему, приносит облегчение. Догадываемся, что психолог может так построить разговор, так задать вопросы, что мы по- другому посмотрим на ситуацию , проблема высветиться совсем иначе.

А как быть ребёнку, если проблема возникает у малыша, продолжаем мы рассуждать. Разве может маленький ребёнок рассказать детскому психологу - чужой тёте Ирине Михайловне о том, что ему кажется, что мама его не любит, потому что всегда на работе, что он чувствует себя виноватым, когда папа и мама ссорятся или испытывает двойственные чувства к младшей сестре - иногда ему хочется её убить!

Конечно же, не может! Способность выразить свои чувства, мысли существует, но выразить их ребёнку сложно. Языком самовыражения является игра. Игра-это тоже для ребёнка, что и речь для взрослого.

Поэтому для коррекции психологических проблем детей создана игровая терапия. Одной из первых ее стала применять Анна Фрейд, дочь Зигмунда Фрейда, в работе с детьми, пережившими бомбежки Лондона во время Второй мировой войны. Проигрывая свои переживания, ребёнок освобождался от страхов и пережитое не развивалось в психическую травму.

Игрушки помогают ребёнку рассказать о том, что ему трудно сформулировать в словах. Когда дети могут сказать или проиграть то, что они чувствуют, кому-то, кто их понимает, они испытывают облегчение, потому что их чувство высказано. Для детей "отыграть" свой опыт и чувства - более естественно, чем жаловаться на него. Проигрывая все свои чувства, ребёнок выносит их на поверхность, видит их, научается их контролировать или отвергать. В игровой терапии дети учатся конструктивно выражать свои мысли и чувства, управлять своим поведением, принимать решения и брать на себя ответственность,при этом не осознавая, что происходит нечто очень важное. Ребенок играет свободно в особой, уникальной, необычной для себя атмосфере- атмосфере полного принятия, благожелательности и безопасности, испытывая удовольствие от процесса игры. В игре его физические, умственные, эмоциональные качества включаются в благотворный творческий процесс.

Игровая терапия ориентирована на детей от 3 лет до 10 (11) лет и эффективна при решении самых разнообразных детских проблем, таких как:

  • сомнения и неуверенность в себе, тревожность, замкнутость, враж­дебность ребенка к окружающим, поскольку цель проводимой в рамках игровой терапии коррекция помочь ребёнку утвердить свое «Я», чувство собственной ценности. Игровая терапия ведёт к улучшению целостности представления ребенка о самом себе, укреплению чувства компетентности, уверенности в себе.

  • затруднения в обучении, школьная дезадаптация; коррекция отставаний в речевом развитии; коррекция интеллектуального и эмоционального развития умственно отсталых детей. Позитивная динамика умственного развития ребенка достигается не за счет роста собственно интеллекта детей, а за счет снятия эмоционального напряжения, позволяющего детям более полно и адекватно реализовывать свои истинные способности. В процессе игровой терапии укрепляются и развиваются психические процессы, создаются адекватные формы психического реагирования. Обучающая функция игровой терапии состоит в перестройке отношений, расширении диапазона общения.

  • невротические проявления- детские страхи, навязчивые формы поведения (кусание ногтей, навязчивые движения и действия); эмоциональное напряжение.

  • психологические травмы, в том числе и насилие, кризисные ситуации, состояние детей после развода родителей, проблемы с адаптацией в детском саду, в школе, в новой семье.

  • тревожность у госпитализированных детей, облегчение состояния при психосоматических заболеваниях: астме, гастроэнтерологических заболеваниях, аллергиях и т.п.;

  • Психокоррекция с помощью игровой терапии не носит лекарственный характер и, следовательно, является экологичным способом воздействия.

Итак, ребёнок остаётся наедине с детским психологом в игровой комнате и начинает играть. В арсенале детского психолога есть разные игрушки, песочница с набором миниатюрных игрушек, краски, пластилин, карандаши, кубики, головоломки, конструкторы, детские книги с картинками, бытовые мелочи. И всё это становится собственностью ребёнка на время сеанса. Игровая терапия позволяет рассмотреть, потрогать, послушать, ощутить то, что беспокоило ребенка и породило проблемы.

Сеансы игровой терапии с детьми основаны на уважении, поэтому конфиденциальны. Детский психолог делится с родителями маленького клиента своими общими впечатлениями и высказывает некоторые соображения, но он не имеет права рассказывать подробности того, что ребенок делал или говорил в игровой комнате.

Игровая терапия – это не краткосрочный вид помощи, изменения требуют времени.