Почему бывает трудно учиться?


Подготовка к школе : что, когда и зачем?

Чаще всего родители задумываются о подготовке к школе в последний год перед 1 –м классом. Записываются в группы подготовки к школе, или нанимают преподавателей-репетиторов, или занимаются подготовкой к школе с детьми сами. «Соскочить» c этого «мероприятия» по подготовке к школе как-то неловко, даже если ребёнок умеет читать и неплохо считает, хочется не отстать, не быть хуже других. Да и предприимчивые педагоги и психологи иногда ловко пользуются родительскими чувствами, предлагая массу вариантов услуг по подготовке к школе.

Но, вообще-то, вся дошкольная жизнь ребенка - это и есть подготовка к школе….

А что же школьные навыки, над которыми так серьёзно работают год перед школой? Большинство родителей думают, что ребенок подготовлен к школе, если он умеет, например, читать. И вот представьте себе ситуацию, когда в классе собрались большинство читающих детей, но и несколько нечитающих. У детей, не умеющих читать, будет активно формироваться навык чтения, а у остальных, скорее всего, по законам формирования навыков, процесс выработки навыка чтения замедлится, и будет находиться некоторое время в состоянии "плато". Значит, пока читающие дети находятся в состоянии "плато", нечитающие дети активно совершенствуют навык чтения. К концу года большинство первоклассников выравниваются и читают примерно одинаково.

Бывает, что уже в последний год перед школой родительские амбиции приводят к парадоксальной ситуации, когда ребенок начинает восприниматься через призму успешности обучения. Насколько правомерна подобная позиция родителей? Как не переусердствовать с занятиями, внушив заранее отвращение к учению? Есть ли критерий, который позволяет адекватно оценить степень подготовленности ребенка к школьной жизни?

Такой критерий в психологии называется школьная зрелость, т.е. готовность по уровню психического развития быть способным принимать участие в школьном обучении.

Обычно, когда говорят о "школьной зрелости " малыша, имеют в виду, главным образом, его психофизиологическое и интеллектуальное развитие, но важна и личностная готовность к школе.

Психофизиологическое развитие

Исследования нейропсихологов показывают, что лобные отделы мозга ребенка формируются к 6-7 годам. До этого периода произвольное, управляемое поведение ребенка затруднено, не сформированы также, в связи с этим, произвольность психических процессов, а также процесс обобщения.

То есть, поведение дошкольника в большей степени непроизвольное, нерегулируемое и непосредственно-эмоциональное, а мышление преимущественно конкретное. Получается, произвольность внимания памяти и умение обобщать – важные критерии готовности к школе 6-7 летнего ребёнка.

Психологическое - интеллектуальное развитие

Кроме произвольности и формирующейся способности к обобщению, для оценки развития будущего первоклассника, детские психологи проверяют с помощью тестов и наблюдения:

  • развитие памяти ;

  • чистоту произношения; умение повторить сложное слово умение различать звуки в словах;

  • развитие речи (богатство словаря, способность составить рассказ по картинкам, пересказать услышанное и т.д.);

  • произвольное внимание ;

  • готовность руки к письму (нужно скопировать несложный рисунок, несложную фразу);

  • умение действовать по инструкции (нарисовать узор по клеточкам под диктовку);

  • развитие логического мышления (не только обобщать, но и умение найти сходство-различие, , назвать лишний из предложенных предметов; расположить картинки, связанные сюжетом, в нужной последовательности и т.д.);

  • развитие конструктивного мышления; (сложить узор из кубиков по образцу);

  • пространственную ориентацию (умение назвать, где находится предмет - справа, слева, за, над, под и т.д.);

  • общую осведомленность об окружающем мире;

  • элементарные математические навыки (порядковый счет до десяти, прямой и обратный; умение решить не сложную задачу с помощью предметов).

Но есть еще одна, не менее важная сторона. И связана она с непосредственно психологической подготовкой ребенка. Не всегда высокий уровень интеллектуального развития совпадает с личностной готовностью ребенка к школе.

Психологическое - личностное развитие

У ребенка должны быть развиты такие качества личности, которые помогли бы общаться. Ребёнок должен знать правила общения, уметь вступать в контакт со сверстниками и взрослыми, взаимодействовать с ними, уметь управлять своим поведением без агрессивности, уметь быстро осваиваться в новой обстановке.

Так что же делать родителям , как готовить ребёнка к школе ?

Специальная насыщенная подготовка к школе, мне кажется, нужна в случае необходимости- в случае ,если Вы понимаете , что в одном из направлений готовности к школе (интеллектуальной или личностной)есть проблемы. Наличие или отсутствие этих проблем у Вашего ребёнка может подтвердить или опровергнуть детский психолог. Если есть необходимость - подготовка к школе может быть разнообразной и специфической – с акцентом на психологической подготовке, например.

Если же особой необходимости нет, то рекомендую расслабиться и получать удовольствие от общения с ребёнком, общения, приносящего пользу и являющегося подготовкой к школе. Что может быть лучше для Вас и для ребёнка прийти после работы и садика домой , приготовить вместе ужин, поесть и забраться с ногами на диван. Рассмотреть книжку с картинкам, найти путь в лабиринте, составить вместе рассказ по картинкам, найти, что общего и в чём разница , собрать вместе пазлы, разгадать ребусы, посочинять сказку на определённую сегодня тему, поговорить спокойно и подробно по душам о том, что было в детском саду, обсудить рисунок. Час такого замечательного «детского времени», «пристального внимания» к своему ребёнку, чаще всего, с успехом заменит поездку на занятие по подготовке к школе.


Морозова Ирина Михайловна, детский психолог