Почему бывает трудно учиться?


Все родители желают своим детям самого хорошего. В список «хорошего» чуть ли не первым пунктом обязательно входит хорошая, а ещё лучше отличная учёба, ставшая в нашем обществе основным критерием детской успешности и состоятельности. «Будешь учиться на одни «пятёрки» («12»)- эта установка, хоть однажды, да звучала для каждого из нас. И, при этом, трудности в обучении – наиболее распространенная проблема обращения к детскому психологу, психотерапевту, репетитору, специальному педагогу.

Рассмотрим с позиции детского психолога, что же может быть причиной плохой учёбы. Оказывается, что неудовлетворённость учёбой ребёнка учителем или родителями- не всегда проблема ребёнка, и не всегда родители сами могут понять, что же в самом ученике мешает способности усваивать школьные знания. Разобраться в этом чаще под силу только специалисту, в компетенции которого увидеть школьные проблемы ребёнка, как минимум, с трёх точек зрения.

Источники «плохой учёбы» - это прежде всего:

  • особенности самого ребёнка- его интеллект и эмоциональное развитие;

  • школа (например, недостаточное преподавание, особенности личности учителя);

  • семья(например, патологизирующие установки родителей).

Интеллектуальные, личностные особенности ребёнка.

Принято считать, что психические процессы, обеспечивающие умственную деятельность и являющиеся составными частями интеллекта (память, внимание, мышление), развиваются сами собой в ходе учебы.

Родители редко занимаются развитием «отстающих» психических функций ребенка, так как не всегда могут объективно оценить, что же конкретно мешает учиться лучше. В школе, к сожалению, также нет возможности тщательного выявления слабых и сильных сторон психического развития ученика и часто умственные способности ребенка оцениваются прежде всего по характеристикам развития школьных навыков - чтения, счёта и письма.

Причинами же проблем в обучении или «нарушений в обучении» разной степени выраженности часто является дисфункция ЦНС. Неврологическое обследование, включая электроэнцефалограмму, иногда не может обнаружить ничего, кроме неясных или пограничных отклонений от нормы. В этих случаях, было решено, что более подходящий термин в этих случаях — «минимальная мозговая дисфункция», так как при этом нет доказательств того, что существуют очаговые нарушения в мозге. Минимальная мозговая дисфункция — незначительное нарушение деятельности головного мозга, которое может проявиться в виде разной степени выраженности дислексии (трудности в овладении чтением), дисграфии (трудности в овладении письмом), дискалькулии ( трудности в овладении счётом), гиперактивности, задержки психического развития, или менее выраженных по значимости нарушений - слабой графо-моторной координации, нарушении фонематического слуха. Сейчас детей с условно неврологическим диагнозом и не всегда резко выраженными интеллектуальными проблемами становится всё больше и больше…

Особое беспокойство возникает, когда из-за этого ребенок не может успешно учиться. Самая частая проблема учеников, которую иногда очень точно диагностируют сами родители- невнимательность и рассеянность. Причинами этого явления могут быть низкий уровень развития произвольности, низкий уровень объема внимания, его концентрации и устойчивости, преобладание игровой мотивации учения, другие психологические причины.Часто плохое внимание- симптом синдрома гиперактивности. Если рано не провели диагностику, возможны вторичные нарушения- снижение самооценки. И коррекционные меры не стоит откладывать до тех пор, пока не начали разрушаться самооценка и позитивная мотивация ребёнка.

Эмоциональные проблемы ребёнка

Эмоциональные проблемы ребёнка также могут тормозить успешную учёбу. Многие дети с задержкой развития имеют эмоциональные нарушения, а многие дети с неврологическими нарушениями — серьезные личностные проблемы. Особенно это касается тех случаев, когда умственная задержка или неврологический дефект не глубокие и развитие ребенка не слишком отклоняется от нормы. Высокая тревожность, агрессивность, неуверенность в себе могут становиться источником для школьных проблем.

Причины плохой успеваемости часто кроются и в «чисто психологических» причинах. Это и интеллектуальная пассивность как проявление сниженного уровня познавательной деятельности и несформированность положительной мотивации к учебной деятельности. Причины нежелания учиться могут быть разными в зависимости от возраста, конкретной ситуации в классе.

Школьная ситуация.

Важны отношения в классе, взаимоотношения с учителем, профессионализм педагога. Если в классе «не модно» учиться хорошо, то принятие одноклассников может быть завоёвано плохой учёбой. Если учитель злится и раздражается на неудобного ребёнка с плохим вниманием и расторможенностью в поведении, то неизбежно обострение ситуации - ухудшение учебных результатов за счёт того, что ребёнок начинает всё больше вести себя в соответствии с приписыванием ему роли «плохого мальчика», «козла отпущения». Если учитель не стремиться понять причины плохой успеваемости, не использует педагогических методов или приёмов в обучении, проблема только усугубится. А ведь существуют конкретные рекомендации учителю, как действовать, если в классе есть ученик с гиперактивностью.

Семья.

Довольно часто причины, вызывающие нарушения в школьной деятельности, объясняются семейными, родительскими установками. Дети отражают эти установки, подчиняются им, хотя иногда эти установки даже не высказываются вслух. Родители с нормальным отношением к процессу обучения передадут это отношение ребенку, но, бывает, родительские установки мешают нормальной учёбе.Вот несколько вариантов таких установок:

1. Жизнь в семье, где ребёнок «должен», подчиняется строгому ежедневному распорядку и этапам программы достижений. Как правило, такая семья жестко ориентирована на социальное одобрение. В отношениях же родителей к детям одобрение, похвала, радость папы и мамы в существенной степени зависят от того, что сделал и что не сделал ребенок. Собственная тревога родителей направляется по пути повышенной активности по поводу собственных детей. Этот процесс носит и характер компенсации, неосознанного стремления к самореализации - «у меня не всё складывается, зато у него всё будет ОК”. Компенсатором собственной нереализованности назначается ребенок. Обычно дети чувствуют, когда глубокая поглощенность родителей школьными делами имеет мало общего с подлинным интересом к ним, и больше связана с собственными потребностями родителей. Такой ребенок, не осознавая того, может реагировать плохой учебой.

В одной из семей центром такой проблемы оказалась мама. По её настоянию 9-летний сын учится в языковой школе в ситуации 4 языков (русский, украинский и два иностранных ).Мальчик не успевает практически по всем предметом , отказывается писать на уроках. Не обладая достаточными вниманием и памятью, но при этом хорошими мыслительными способностями, он не справляется с такой языковой нагрузкой(помимо основной). Учебная мотивация не просто отсутствует, а принимает протестные формы. К сожалению, учитель не поддерживает ребёнка. Однако мама, напуганная усугубившейся ситуацией, пришла к детскому психологу и поняла свою роль в проблеме сына. Анализ интеллектуальных возможностей ребёнка, их несоответствие прежде всего маминым притязаниям, позволило не только дать родителям понимание происходящего, но предпринять ряд действий по изменению ситуации и облегчить жизнь ребёнку, прежде всего удалив из его жизни губительную ситуацию неуспешности.

2. У детей могут быть разные причины злиться на своих родителей, не обязательно сознаваемой, и эта враждебность может выражаться в школьной неуспеваемости.

Восьмилетний мальчик злиться на свою мать, которая после трагической смерти отца вышла замуж. Его протест заключается в нежелании выполнять школьные требования, не только учебные, но и требования взаимоотношений с детьми. Игровая терапия, в процессе которой мальчик «пережил» травматические события своей жизни, привела к значительному улучшению его школьной ситуации.

3. Чрезмерно заботливые родители, выполняя домашние задания за ребенка превращают его в не способного самостоятельно учиться, не умеющего выделять главные вещи, и не способного брать на себя ответственность за обучение. Бессознательная установка родителей сохранить ребенка в состоянии младенца сказывается на ребёнке. Они лишают его чувства удовлетворения от самостоятельных действий, решения проблем – опыта, делающего учебу в школе более приятной и интересной и усиливающую желание учиться, а главное, в соответствии с этими бессознательными установками, провоцируют неудачи.

4. Потерять интерес к обучению ребёнок может в результате эмоциональной депривации. Родители- трудоголики, например, уделяя мало внимания ребёнку, обращают внимание только на возникающие проблемы. Ребёнок вдруг обнаруживает, что, когда он учится хорошо, он получает мало внимания со стороны родителей, а в центре внимания оказывается, когда получает плохие оценки. Поскольку дети легче переносят наказание, чем полное игнорирование, ребёнок начинает пользоваться плохой учёбой как способом привлечения внимания.

Существует множество других психологических факторов и ситуаций, которые могут препятствовать успешной учёбе. Очень важно понять, что происходит, выявить источники неуспеха, провести точную дифференциальную диагностику, а потом уже начать действия по изменению. Тем более, что в психологическом арсенале детского психолога их достаточно много.


Морозова Ирина Михайловна, детский психолог