Куда уходит детство?


На днях встретила свою давнюю знакомую, маму 2,5 летнего мальчика. На вопрос о сыне, она, как о главной новости, с явно звучащим в голосе разочарованием рассказала, что ребёнка не взяли в группу английского языка. Мол, мал ещё…

Чтение в 2 года, обучение английскому языку в 3, мама, плачущая от того, что дочка отстает по скорости чтения в подготовительном классе , папа, поражённый , что у сына проблемы с учёбой в 1-м классе…. Стартовый сигнал уже дан, бесконечная гонка по секциям, клубам, репетиторам, курсам началась. Жизнь в семье, где ребёнок «должен», подчиняется строгому ежедневному распорядку и этапам программы достижений. Любая заминка на этом пути воспринимается как проблема, вызывающая тревогу и растерянность родителей.

Как правило, такая семья жестко ориентирована на социальное одобрение. В отношениях же родителей к детям одобрение, похвала, радость папы и мамы в существенной степени зависят от того, что сделал и что не сделал ребенок. Здесь, как правило, отсутствуют нормальные для детского времяпровождения бесполезное дуракаваляние, «пустая мечтательность», поскольку они вызывают тревогу у родителей. А рекламные слоганы типа - «Раннее развитие - билет в успешное будущее Вашего ребёнка»- вызывают острое желание действовать по предложенной в нём схеме.

Последнее время и детские сады часто превращаются в «маленькие школы» с засильем в нем «учебных занятий» по языкам, математике и другим предметам. Что в этом плохого, спросите Вы? А плохо то, что всё это происходит в ущерб игре и другим исконно «дошкольным» видам деятельности. Безусловно, у детей существует потребность, тяга к знанию. Им скучно без новых событий, впечатлений. Но вовсе не обязательно учить своего ребенка читать с годовалого возраста. Родители могут попробовать просто играть с ним, одновременно обучая. Это довольно просто: книжки, кубики. Можно повесить азбуку на стену детской комнаты - ребенок сам будет интересоваться, спрашивать, что это за буква, как она звучит. Обучать, играя, но, не заставляя, - это правильный подход к вопросу.

Погоня за развитием интеллекта, подготовкой к школе иногда затмевает другие, очень важные вещи. Затмевается ценность дошкольного возраста, а состоит она в том, что этот уникальный период жизни позволяет ребенку (воспитывается ли тот в домашних условиях или в детском саду – не важно), осуществлять разные виды свободной деятельности – играть, рисовать, петь, слушать сказки и рассказы, конструировать, лепить, рисовать, помогать взрослым по дому т.д. Всё это ребенок делает по собственному желанию и, главный итог всего этого – его радость в процессе выполнения и радость от итогов. Жестких правил и норм при этом быть не должно. При этом, многообразие этих видов деятельности (именно многообразие!) дает детям достаточно много знаний, умений и даже навыков, а главное – развивает их чувства, мышление, воображение, память, внимание, волю, нравственные качества, тягу к общению со сверстниками и взрослыми. Все это не только решает образовательные задачи опосредованным образом. Но и способствует проявлению и развитию их творческих возможностей, т.е. их личности.

Садик как раз и обеспечивает, в отличие от дома, многообразием различных видов «радостной» деятельности, предоставляет детям возможность для свободного перехода от одного вида деятельности к другому. Ещё раз подчеркну, не за счёт перегибов с подготовкой к школе. Главное для дошкольника- удовольствие от жизни, игры, от общения с родителями, со сверстниками.

Мотивы моей знакомой, встречу с которой я описала в начале , думаю, знакомы и понятны многим. Сейчас увлечение ранним развитием, прежде всего, связывается со знанием языков, а следовательно, в понимании большинства, с престижем, успехом, карьерой, материальным благополучием.

Думаю, что в период кризиса, уже пострадавшие от него родители, с ещё большим рвением будут атаковать разные курсы и школы. Собственная тревога родителей направляется по пути повышенной активности по поводу собственных детей. Этот процесс носит и характер компенсации, неосознанного стремления к самореализации - «у меня не всё складывается, зато у него всё будет ОК”. Компенсатором собственной нереализованности назначается ребенок.

Психологи часто говорят о различии условной и безусловной родительской любви. Первая из базовых родительских задач - это безусловное принятие ребенка, способность любить его за простой факт его существования, «за то, что он есть». Вторая задача – выступить посредником между ребенком и большим миром, подготовить его к требованиям, с которыми ему предстоит столкнуться в жизни среди людей. Эти две задачи должны решаться в некоей гармонии, а преобладание второй функции – несомненно, важной и полезной самой по себе - над первой, мешает нормальному эмоциональному контакту с ребенком и способности любить его за то, что он есть, а не за то, кем он обязан быть. Такая дисгармония приводит к парадоксальному результату: наращиваемые многолетними усилиями успехи разрушаются при первом личностном кризисе в жизни ребенка, если они не нанизаны на основу этой базовой любви и принятия.

Родители обладают огромным влиянием на развитие своих детей. Ребенок, подобно зеркалу отражает все особенности жизни и быта своих родителей, как положительные, так и отрицательные. Если ребенка постоянно подвергают критике, ребенок учится ненавидеть, если ребенка высмеивают, он становится замкнутым, если ребенок растет в укорах, он учится жить с чувством вины, если ребенок живет во вражде, он учится быть агрессивным. Дети по-разному справляются со своим внутренним психологическим напряжением. Одни - плачут и грустят, другие - ломают и швыряют вещи, а третьи - играют во что-нибудь. И это приносит им облегчение. Родители, наблюдая за подобным поведением своих детей, часто не могут разобраться в причинах детских капризов, агрессивности, замкнутости и т. д., действуют сгоряча, импульсивно и таким образом, могут навредить ребенку, блокировать процесс его нормального психического развития.

Родителей, не испытывающих проблем в воспитании, как и людей без проблем, попросту не бывает. Всё зависит от потребности «увидеть» своего ребёнка и создать благоприятные условия для его развития и воспитания, для того самого настоящего «счастливого детства», приносящего радость и эмоциональное благополучие всем - и детям, и самим родителям. Было бы желание.


Ирина Михайловна Морозова, психолог