Психологическая помощь при детском аутизме


Детский аутизм – очень широкий спектр поведенческих и интеллектуальных нарушений, которые очень подробно описаны в специальной литературе.

Все дети о аутизмом похожи, и, вместе с тем, каждый из них уникален. Несмотря на известность используемых методов развития и коррекции, всегда нужно помнить об индивидуальном своеобразии конкретного ребёнка. Рекомендовать одно универсальное средство в психологической коррекции для всех детей, страдающих аутизмом, нельзя. Среди аутичных детей есть такие, у которых расстройства проявляются в крайне тяжелой форме: они с трудом сосредоточиваются, неспособны даже к минимальной целенаправленной деятельности, лишены речи. Есть дети, направленность коррекции для которых может быть сконцентрирована на нескольких главных целях: формировании целенаправленности, формировании бытовых навыков, эмоциональном развитии, особенностях общения.
Тем не менее, существует ряд методов психологической помощи при аутизме.

Программа обучения.

Исследования очень убедительно показали, что наиболее эффективным "лечением" аутизма является строго структурированная программа обучения, которая должна быть индивидуализирована для каждого ребенка, в зависимости от его конкретных нужд. Эта программа должна периодически пересматриваться и корректироваться.

Но сначала важно выявить эти конкретные нужды, проблемы. Для этого используется патопсихологическое психодиагностическое исследование (тестирование) с той целью, чтобы понять, какие функции у ребёнка развиты лучше, какие хуже, за что следует «зацепиться», как за крючочек в дальнейшей работе, на что направить основные усилия.

Выявление нарушений конструктивного мышления, связанных с ним плохой ориентировки в пространстве, трудности освоения геометрии, географии дадут возможность сконцентрировать усилия именно на этой проблеме.

Развитие адекватной социальной ситуации мимики, разнообразия интонаций - ещё одна конкретная адаптационная задача.

В сложных случаях, когда «обучать нужно всему», важным является овладение фундаментальными , подготовительными навыками – умением выполнять простые команды, действия и умением концентрировать внимание. Умение сосредотачивать внимание на происходящем к большинству из нас приходит естественно, а у детей с аутизмом требуется специально формировать.

Программа развития детей с аутизмом предполагает выполнение принципа 6 П:

1-е П : ПОСТОЯНСТВО

Это непрерывность обучения, которая зависит в большей степени от родителей детей с аутизмом- от их ответственности, настойчивости, воли и желания победить болезнь. Приводить регулярно ребёнка на занятия к детскому психологу- пол- дела. Не менее существенна ежедневная отработка дома, ежедневное формирование бытовых навыков. Затратить огромные усилия на формирование навыка « убрать постель», а потом остыть, устать, махнуть рукой и позволить не выполнять едва закрепившийся навык – худший вариант непостоянства. Да, «зигзаги» могут случаться, но причину при этом обязательно нужно объяснить ребёнку, например: «Мы сейчас не дома и торопимся на процедуры, поэтому кровать застилать не будем». Занятия должны быть ежедневными. Из опыта О.С.Никольской и Лебединской …., первых в СССР детских психологов, занявшихся всерьез ранним детским аутизмом и его коррекцией, специальные коррекционные занятия должны происходить четыре раза в неделю с детским психологом. А в остальные дни закрепление происходит с кем-то из близких.

2-е П : ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ

Занятие должно строиться от простого к сложному во всём. Усвоение команд-просьб, направленных на выполнение небольших целенаправленных движений постепенно сменяется более сложными действиями. Знания и навыки последовательно нанизываются друг на друга , постепенно заполняя психику и жизнь ребёнка всё больше и больше.

3-е П: ПОРЯДОК

Лучше, чтобы занятие происходило в одно время, в одном месте, с одним человеком, чтобы ему сопутствовали ещё пара-тройка всегда присутствующих признаков. Например, начало «урока» сопровождалось звоном колокольчика, окончание - поощрением- выдачей приза, например, разрешением поиграть в домике, в котором очень хотелось поиграть.

4-е П: ПОСТЕПЕННОСТЬ

Дети с аутизмом могут сделать значительный прогресс при правильном обучении. Чем раньше начата коррекционная работа , тем больше шансов на хороший исход лечения. Предсказать, насколько быстро будет продвигаться вперёд ребёнок с аутизмом, невозможно - нет двух детей, которые учились бы с одинаковой скоростью и с одинаковым успехом. Нужно знать также, что и в развитии здорового ребёнка существуют периоды прогресса и регресса, обучение редко идёт «как по нотам». Такие же периоды существуют и в обучении аутичного малыша. Тем не менее, для того, чтобы чётко знать, что ребёнок в обучении идёт вперёд, нужно эти успехи ВИДЕТЬ - отмечать их, записывать, не рассчитывать на очень быстрый прогресс.

5-е П : ПОШАГОВОСТЬ

Первый шаг- ребёнку нужно сказать, что конкретно он должен сделать. Второй шаг- ребёнку нужно показать, как это сделать. Третий шаг- ребёнка нужно провести через то действие, которому его обучают, сделать его вместе с ним, используя его руку. Пошаговость заключается также в том, что каждое действие, навык , которому нужно научить, также разбивается на шаги. Например, при построении апельсина из четырёх кубиков они следующие- берём первый кубик в руку, смотрим, какой цвет нам нужен , чтобы построить апельсин, находим оранжевую сторону , ставим кубик оранжевой стороной. Берём второй кубик… и т.д.

6-е П: ПООЩРЕНИЕ.

Улыбка, объятие, поглаживание по спинке, словесная похвала, лакомства, любимые виды занятий- всё это можно использовать в качестве поощрения. И не нужно бояться перехвалить! Но, при этом ребёнок всё-таки должен чувствовать органичность, искренность чувств, а не «воспитательную» показушность.

Очень важны в обучении ребёнка с аутизмом твердость, настойчивость и требовательность. Конечно, это не очень приятно и удобно, как родителям, так и детскому психологу, но мы должны помнить: добиваясь от ребенка правильного поведения, целенаправленной деятельности, мы формируем соответствующий стереотип и ему так будет легче взаимодействовать, познавать мир, учиться.

Помощь аутичному ребенку «...растягивается на много лет, в течение которых эффекты дней, недель и месяцев могут казаться удручающе малыми или вовсе отсутствующими. Но каждый — пусть даже самый малый — шаг прогресса драгоценен: из этих, неуклюжих поначалу, шажков и шагов складывается общий путь улучшения и приспособления к жизни. Да, далеко не у каждого ребенка этот путь окажется так велик, как того хотелось бы. Но обретенное на этом пути ребенком останется с ним и будет помогать ему жить более самостоятельно и уверенно». (В.Е.Каган).

Холдинг-терапия

В начале 80-х годов американским психиатром Welch был разработан метод холдинг-терапии — терапии удерживанием, суть которого состояла в удерживании и преодолении сопротивления аутичных детей до тех пор, пока ребенок не откажется от противодействия. Теория способа основывается на представлении о первичном нарушении базового доверия (гипотеза Э. Эриксона,) к окружению у грудного ребенка, вызванного некими «враждебными влияниями» социальной среды. Нарушение базового доверия приводит к противостоянию ребенка окружающим его людям, что и проявляется в патологических поведенческих реакциях и регрессии речи. Холдинг-терапия восстанавливает процесс формирования доверия навязанным контактом физической близости и тем самым восстанавливает процесс нормального развития.

Техника холдинг-терапии на первый взгляд весьма проста. Матери или другому близкому лицу, наиболее часто общающемуся с ребенком, дается инструкция крепко обнимать и прижимать к себе ребенка, несмотря на демонстрируемое им сопротивление. Желательно при этом установить с ребенком зрительный контакт. Не следует уступать сопротивлению даже в том случае, если ребенок демонстрирует выраженное возбуждение (кричит, царапается, плюется и т.п.). Необходимо продолжать удерживать ребенка до развития фазы истощения его сопротивления, а затем попытаться установить с ним контакт другого рода (поговорить, поиграть и т.п.). Сеансы терапии должны проводиться регулярно и ежедневно в течение месяца и продолжаться не меньше часа.

В ряде случаев базовое доверие действительно восстанавливается, но оно «привязывается» к определенному человеку, который проводил холдинг-терапию, и знакомой окружающей обстановке. Отсутствие этого лица или резкое изменение обстановочных факторов может вызвать возобновление страхов и регрессию базового доверия. Поэтому желательно чередование лиц из ближайшего окружения ребенка, проводящих удержание, и длительное поддержание стабильной внешней обстановки, в условиях которой проводится терапия.

Компьютер

Другим интересным и современным методом лечения детского аутизма является способ облегчения коммуникаций при помощи компьютера. По сути дела, это попытка общения невербальным способом, когда ребёнок выражает свои мысли и чувства с помощью клавиатуры компьютера. На начальной стадии ребёнку показывают, как пользоваться клавиатурой, выбирать правильные знаки (символы или буквы) и убирать неправильные. В ходе общения осуществляется физическая поддержка: ребёнка ободряют, касаясь его руки или тела, но не помогают ему в выборе знаков (или букв). При этом всячески выражают доверие и не ставят его способности под сомнение. Лечение начинают с простых заданий, с постепенным их усложнением. Увеличение скорости ответов поощряется положительным подкреплением, которое выбирается строго индивидуально. Вопрос об эффективности метода находится в стадии исследования, но перспективы его в связи с бурным развитием компьютерной техники не вызывают сомнений.


Ирина Михайловна Морозова

детский психолог