Добрым молодцам урок


Многие дети любят сказки и готовы слушать их с утра до вечера. Да и мы, взрослые, зачастую с удовольствием вновь погружаемся в волшебный мир, перечитывая сказки вместе с детьми. Однако сказка – это не только приятное развлечение, но и мощное средство воспитания.

Наделенный яркой образностью, эмоционально заряженный, сказочный сюжет без назиданий и указаний, ненавязчиво, в увлекательной форме рассказывает детям «что такое хорошо и что такое плохо».

В метафорической форме каждая из сказок преподносит нам уроки: достигнуть своей цели можно только благодаря терпению и настойчивости, привлекая для этого все доступные и приемлемые средства (яркий пример - сказка «Репка»). Добрые дела рождают ответное желание помочь, привязанность и дружбу, а злые – наказуемы и обрекают на одиночество («Двенадцать месяцев»), а к предостережениям и советам родителей нужно прислушиваться («Красная шапочка», «Колобок» и др.)

Но сказочные уроки становятся по-настоящему действенными, если они осознаны. Поэтому обсуждать с детьми сказки очень полезно и важно.

Размышляя вместе с ребенком над вопросами «О чем эта сказка?», «Чему она учит нас?», мы помогаем ему формулировать правила поведения, стратегии разрешения сложных ситуаций, вырабатывать жизненные ориентиры и ценности. И эти выводы не будут навязаны нами, а будут «выстраданы» самим ребенком, благодаря отождествлению со сказочными героями и сопереживанию им.

При этом важно понять, когда, где и как мы можем использовать знания, добытые из сказочного сюжета, в своей жизни.

Обсуждая с ребенком сказочные события и персонажей, мы порой обнаруживаем, неоднозначность оценки многих вещей.

Чему учит, к примеру, простая и незатейливая, казалось бы, сказка «Теремок»? Прежде всего, это рассказ о дружбе и сотрудничестве: думай не только о себе, помогай другим. Но только ли об этом сказка? Ведь в финале животные остаются без крова. Может быть, не всегда и не всем нужно оказывать помощь? И в каких случаях необходимо помогать, а в каких не давать «садиться себе на голову»? И почему животные все-таки позволили медведю влезть на крышу, хотя понимали, чем это может закончиться?

В обсуждении сказочных сюжетов вам пригодятся темы и вопросы, сформулированные Т.Д. Зинкевич- Евстигнеевой, известным специалистом в области сказкотерапии:

  • Основная тема сказки (через нее передаются общие нравственные ценности, стили поведения). Это те вопросы, которых мы уже касались: о чем эта сказка? Чему она учит?

  • Мотивы героев сказки (важно понять видимую и скрытую мотивацию героев сказки): почему герой совершает тот или иной поступок? Зачем ему это нужно? Что он хотел на самом деле? Зачем один герой был нужен другому?

Благодаря анализу поступков других людей, ребенок может, в частности, понять, что за некоторыми поступками его родителей, кажущимися ему обидными, несправедливыми на самом деле скрывается забота о нем.

Ребенок научится лучше понимать себя, собственные желания и мотивы поступков.

Способы преодоления трудностей (важно «составить список» способов преодоления трудностей героями сказки): как герой решает проблему? Какой способ решения он выбирает? Активный или пассивный? Все решает сам или старается передать ответственность кому-то другому? Как бы ты поступил в такой ситуации?

«Банк» поведенческих стратегий, формирующийся у ребенка в процессе такого анализа, способствует проявлению гибкости в общении, находчивости в сложных ситуациях, что в результате помогает ему стать уверенной в себе, успешной личностью.

Отношение к окружающему миру и себе (важно понять общую направленность героя: он созидатель или разрушитель по отношению к окружающему миру, другим героям): что приносят поступки героя окружающим людям: радость, горе, неудобства? В каких ситуациях он созидатель, в каких – разрушитель? Как в реальной жизни человека распределяются эти тенденции?

Актуализированные чувства (важно осознать, какую эмоциональную реакцию вызывает у героя определенная ситуация и почему, можно делать акцент на источники чувств внутри нас): какие чувства вызывает сказка? Какие эпизоды вызывали радостные чувства? Какие грустные? Какие ситуации вызывали страх? Раздражение? Злость? Почему герой реагирует именно так?

Осознание собственных чувств и переживаний окружающих способствует «воспитанию чувств».

Так сказка делает наше общение с детьми легким и увлекательным, а процесс воспитания безболезненным и приятным.


Светлана Литвер, психолог