Марш, марш левой!


Марш, марш левой! Плюсы и минусы левшества. Проблемы левшей в школе Зеркальное письмо. Нейропсихологическая диагностика.

Левшами являются около 10% людей. И несмотря на то, что с варежкой на левой руке дети на уроках не сидят(как это было во времена переучивания левшей), тем не менее, некоторые родители и учителя иногда считают левшей просто как не желающих работать «как все» правой рукой и проявляющих упрямство. Леворукость - очень важная индивидуальная особенность ребенка, которую необходимо правильно диагностировать в рамках нейропсихологической диагностики , учитывать в процессе обучения и воспитания.

Причины. Леворукость изучена недостаточно, и нет единого мнения о том, почему люди предпочитают действовать разными руками. Основные из cуществующих теорий следующие:

При перинатальном происхождении леворукости, часто сопровождающейся другими нарушениями, важно понять что леворукость - не причина этих проблем, а особенность, которая, как и те нарушения, стала следствием неблагоприятных факторов развития.

Самое главное, наверное, что категория "леворукие дети" совсем не однородна и любые стереотипы восприятия могут загородить от нас реального ребенка с его совершенно индивидуальными особенностями.

Асимметрия рук, т. е. доминирование правой или левой руки, или невыраженное предпочтение какой-либо из рук (амбидекстрия) обусловлены особенностями функциональной асимметрии полушарий головного мозга. У правшей доминирующим, как правило, является левое полушарие, специализирующееся на переработке вербальной информации (у 95% правшей центр речи расположен в левом полушарии).

У левшей же расположение основных функций между полушариями более сложно и не является просто зеркальным отражением асимметрии мозга, обнаруживаемой у правшей. Функциональная асимметрия у левшей менее выражена, в частности, центры речи могут быть расположены как в левом, так одновременно и в правом полушарии, а зрительно-пространственные функции, выполняемые обычно правым полушарием, могут контролироваться также и левым. Таким образом, у левшей отмечается менее четкая специализация в работе полушарий головного мозга.

Леворукость или праворукость отчетливо устанавливается только к 3-5 годам. В раннем дошкольном возрасте родители и воспитатели не всегда обращают специальное внимание на то, какая рука у ребенка ведущая. При обучении новым действиям дети стараются сделать так, как говорит взрослый: брать ложку в правую руку, держать карандаш правой рукой и т. п. И ребенок-левша, выполняя требования взрослого, делает так, как ненасильственного переучивания многие родители могут и не подозревать, что их ребенок - левша.

При овладении бытовыми навыками скрытая леворукость ребенка, как правило, не сказывается на успешности выполнения действий, однако, приступая к систематическому обучению в школе, особенно при овладении письмом и чтением, такие дети могут встретиться с трудностями.

Поэтому важно определить направление «рукости» ребенка до начала обучения: в детском саду или при приеме в школу. Вместе с диагностикой других психических особенностей развития детей определение ведущей руки, глаза и уха входит в комплекс нейропсихологической диагностики.

Методы оценки ведушей руки, ведущего глаза и ведущего уха:

По соотношению всех трех видов асимметрии, выявленных этой методикой -"рука - ухо - глаз", могут быть выделены 27 индивидуальных профилей, где П - преобладание правой функции, Л - левой, А - равенство функций.

Дети - левши обладают определенной спецификой познавательной деятельности, определяемой с помощью нейропсихологических проб. Это относится как к истинным левшам, так и к переученным, у которых полушария мозга выполняют несвойственные им функции. Наиболее часто леворукие дети встречаются с трудностями при формировании навыков письма, чтения и счета. Дело в том, что отправной точкой для освоения этих умений является зрительное восприятие, что ведёт к возникновению трудностей. Не все особенности, которые будут перечислены ниже, можно найти у любого левши. Одни будут ярко проявляться, другие – лишь слегка, а третьи – будут совсем отсутствовать.


Преимущества левшей:

Способы помощи детям-левшам:

Нужно также:

1. Помочь ребёнку - левше организовать свое рабочее место, изменить при письме наклон тетради, положение предплечий, правильно взять ручку, позаботиться о том, чтобы свет падал справа;

2. Не требовать правонаклонного письма, более целесообразным будет писать прямо;

3. Не требовать от ребёнка-левши безотрывного письма;

4. Любые двигательные действия раскладывать на элементы, объясняя пошагово, каждый элемент должен выполняться осознанно;

5. Выполнять специальные упражнения, играть с ребенком в игры, развивающие зрительное восприятие и зрительно-моторную координацию(особенно в тех случаях, когда есть проблемы, например, «зеркальное письмо»)

6. Не проявлять негативного отношения к леворукости, говорить ребёнку о его сильных сторонах, преимуществах леворукости.


Морозова Ирина Михайловна, детский психолог