Оле - Лукойе – Айболит!?


Как помочь ребенку разобраться с его проблемами? Как понять, что твориться в его душе, какой он, как воспринимает себя и других, какие у него проблемы? Как ему помочь?

У детских психологов существует множество методик, позволяющих ответить на все эти родительские вопросы и вовремя скорректировать проблемы. Одна из них - сказкотерапия. Получается, что помимо своей воспитывающей и обучающей роли, сказка ещё и лечит, к тому же весело и изобретательно. Cегодня она становится все более популярной методикой в детской психологии. В Санкт- Петербурге, к примеру, даже создан Институт сказкотерапии.

В сочетаниях слов «сказка» и «терапия», «сказка» и «лечение» нет ничего удивительного. Сказка всегда использовалась как средство положительного воздействия на эмоциональное состояние ребенка. Самый яркий пример этого воздействия – сказка на ночь. Ребенок слушает успокаивающий ритм слов, слышит мамин или папин родной голос, сказочная история уводит его все дальше от дневных печалей и радостей, и, наконец, он засыпает.

Сказки, фантазии часто используют сами дети в общении друг с другом, а иногда подсознательно применяя сказку для решения своих проблем. Кто в детстве не рассказывал и не слушал истории про «черный-чёрный гроб», «кровавую руку», несмывающееся «красное пятно» и тому подобные шедевры детского устного творчества. Почему дети придумывают и рассказывают эти леденящие душу «ужастики» и почему они пользуются такой популярностью в детской среде? Потому ,что это - защитная реакция, помогающая преодолеть страхи и растерянность, возникающие в душе при столкновении с большим и непонятным миром , полным опасностей и неожиданностей. Вот дети и избавляются от своих страхов и беспокойств с помощью страшилок, интуитивно, наивно, но правильно находя самый простой и естественный способ вытеснить маленьким страхом страх большой.

Сказкотерапия также основывается на воображении - естественном психическом процессе, необходимой в этом возрасте биологической функции, с помощью которой ребёнок учится понимать окружающий мир, наполняет его смыслом. Развивающемуся ребёнку свойственно и подражание. Мы видим явление подражания, когда малыш воспроизводит действия избранного им персонажа - пытается лезть по стене, как Человек –паук, или мяукает и ластится , как котёнок. Характерна и игра «понарошку», воображаемая или символическая игра, когда палочка используется как лошадка, чашка на столе в качестве машинки……

Детская фантазия и образное мышление ложатся в основу его игр и рассказов, которые, в свою очередь, позволяют усвоить вновь узнанное.

Влияние терапевтической сказки таково, что ребёнок погружается в мир, созданный детским психологом специально для него. Устанавливается трёхсторонняя эмпатическая связь между ребёнком, психологом и повествованием, что позволяет ребёнку отождествлять себя с его персонажами и событиями. В этом ощущении тождественности и заключается преобразующая сила сказки. Чтобы история оставила отпечаток на реальной жизни ребёнка, должен образоваться мостик понимания между ребёнком и событиями повествования. Удачная терапевтическая метафора достигает этого предельно точным изложением проблемы ребёнка, чтобы он перестал ощущать своё одиночество. Но она не должна быть слишком прямой, чтобы не вызвать чувство стыда, смущения, сопротивления.

Как только произошло сопоставление ребёнка с событиями и героями сказки, вместо чувства обособленности(«Я самый несчастный», «Только мне так плохо») происходит чувство разделённого переживания.(«Не только мне плохо», «У других могут быть схожие переживания»). При этом всё это происходит не вполне осознанно. Смысл сказанного попадает в цель, но каким –то непрямым путём. Проблема высвечивается не остро, побуждая скрытые возможности, не напористо, без «нахрапа»…… Сказка, терапевтическая метафора действует на детскую душу очень тонко и деликатно, на уровне эмоций, переживаний и чувств, но, тем не менее, точно и прямолинейно ведет его по намеченному пути – изменению, коррекции.

В ткани сказки прячется истинная цель. Сказка - это язык ребенка, его он лучше понимает.

Сказкотерапия применяется для разрешения самых разнообразных проблем: от трудностей в обучении до острых жизненных кризисов. Для каждой ситуации, случая консультирования либо подбираются, либо сочиняются соответствующие сказки. Причем, сам ребенок воспринимает происходящее как интересную игру, что и понятно, ведь речь идет о сказке. А сказка – детская территория, дети легко чувствуют себя здесь и раскрывают свое «Я» свободно.

Взаимоотношения со сказкой могут строиться по-разному. Если нет возможности консультации детского психолога, иногда, чтобы помочь справиться ребенку с проблемой, можно и самим родителям придумывать лечебные сказки. И для этого не обязательно быть великим сказочником. Подойдут простые, незамысловатые истории из жизни других детей или зверей, дающие возможность косвенно проиграть проблему, изменить поведение. Ведь сказкотерапия - это сказки для конкретного ребенка, чтобы маленький человечек мог отождествить себя с главным героем. Ваша сказочная история может даже начинаться со слов: "Жил-был один мальчик (девочка), похожий(ая) на тебя..."

Например, когда ребенок капризничает, можно рассказать такую сказку: "Жила-была маленькая принцесса, которая радовала своих родителей. Как-то раз ее увидела Баба-Яга и подумала: почему у меня нет такой хорошей девочки? И решила она сделать из девочки Маленькую Бабу-Ягу. Произнесла заклинание и ...с тех пор девочка стала капризной, падать на пол и кричать "Не хочу, не буду!", стучать ногами в магазине и требовать "Купи мне это!". Вот так девочку заколдовали. Тогда мама пошла к доброй волшебнице и спросила, как сделать так, чтобы их любимая доченька не стала Большой Бабой-Ягой. Волшебница согласилась помочь маме и подарила её волшебного зайчика и сказала: когда девочка станет капризничать, нужно обнять зайчика и сказать ему на ушко: "Я не хочу". И с тех пор девочка обнимала своего зайку, когда ей хотелось капризничать, и так расколдовалась. Как только ты почувствуешь, что с тобой происходит то же, что с той девочкой, обними своего зайчика(медвежонка и т.д.) и он тебе поможет.»

Страх зубного врача сможет победить рассказанная накануне визита к врачу сказка о мальчике, который, конечно же, поначалу боялся лечить зубы, и даже в животе у него болело от страха, и в горлышке пересыхало. Но потом этот мальчик всё-таки сел в кресло, закрыл глаза, открыл рот и представил себе Волшебную планету, на которой жили смешные маленькие человечки, которые ходили задом наперёд… .и забыл, что нужно бояться, ему даже стало немножко весело. И в животе у него стало тепло и спокойно.» Эта сказка поможет понять малышу на примере «другого» мальчика, что бояться можно, что его чувства понятны, но они могут измениться.

Рассказанная мамой история о застенчивом слонике, который учится знакомиться с другими зверюшками, лучше всяких родительских наставлений о том, как следует дружить, научит ребенка находить себе друзей.

Сказки обязательно помогут Вашему ребенку научиться преодолевать трудности, чувствовать и понимать себя лучше, дружить, любить и чувствовать себя счастливым в сложном, отнюдь не сказочном мире.


Ирина Михайловна Морозова

детский психолог